Молитва

Мирт 15 апреля 2019


«Эту книгу я написал с бОльшим желанием, чем все остальные. В то же время ни к одной из своих книг не приступал я с таким страхом. Я считаю, что говорить и писать о молитве очень трудно», - написал Оле Халлесби (1879-1961) в предисловии к своей книге «Молитва».

Молитва Оле Халлесби

Халлебси родился и вырос в Норвегии, недалеко от Осло, в верующей семье, но отошел от христианства в начальные годы своей учебы в колледже. Когда ему было 23 года, он пережил глубокое обращение к Богу, которое вернуло его к пиетической лютеранской вере своих родителей.

Он стал странствующим евангелистом и был свидетелем многих религиозных обращений. Когда ему исполнилось тридцать лет, он был назначен профессором догматического богословия в университете в Осло на Свободном факультете богословия и преподавал там с 1909 по 1952 годы. Во время Второй мировой войны Халлесби, будучи среди лидеров церкви одним из самых открытых противников немецкой оккупации, провел два года в заключении.

Халлесби написал 67 книг, большинство из которых о догматическом богословии и этике, однако он также был известен как автор молитвенных книг. Его небольшая книга «Молитва» была впервые издана в 1931 году и в скором времени переведена на английский язык. Было продано около миллиона экземпляров.

Простота этой книги обезоруживает.

«Эта книга представляет собой собрание некоторых несложных правил, полезных для тех, кто ищет помощи и руководства в молитвенном труде. В ее задачу не входит исчерпывающее освещение этой величайшей темы».

Халлесби не стал вдаваться в философские и богословские проблемы, касающиеся молитвы. Вместо этого он объясняет, что такое молитва и как она работает, используя язык, понятный любому человеку из любой социальной группы.

Молиться, - пишет он, - это ни что иное как «открыть Иисусу доступ к пониманию наших нужд и позволить Ему употребить Свое могущество, чтобы дать нам то, в чем мы нуждаемся».

Чтобы объяснить суть молитвы, Халлесби обращается к образу в Отк. 3:20: «Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною». «Молиться – значит позволить Иисусу прославить Свое имя, помогая нам в наших заботах».

Но молитва – это больше, чем слова; это состояние нашего сердца. И это состояние характеризуется беспомощностью и верой. «Беспомощность в соединении с верой порождает молитву», - пишет он. «Молитва состоит в том, чтобы изо дня в день говорить Богу о своей беспомощности».

Насколько необходима вера? «В нас достаточно веры, когда в своей беспомощности мы обращаемся к Иисусу». Но, продолжает Халлесби, «это не значит, что наша вера поможет Иисусу выполнить наши просьбы. Он не нуждается ни в какой помощи; Ему нужно, лишь чтобы Его впустили».

Искусство молитвы может быть развито через практику и настойчивость (которая не должна быть обременительной, но сладостной) и через развитие духа молитвы.

В конце своей книги Халлесби обсуждает различные проблемы в молитве. Если Бог все знает и любит нас, спрашивает он, то зачем молиться?

Молитва «не призвана сделать Бога добрым или щедрым… Не нужна она и для передачи Ему сведений о наших нуждах. …у молитвы есть единственное назначение, а именно, сказать «да», когда Он стучится, открыть душу и дать Ему возможность ответить». Молитва нужна нам, чтобы радоваться личным отношения с Богом.

Для чего нужна заступническая молитва за других? Потому что Бог решил передавать Свою силу только через тех, кто открыл свои сердца спасительной силе Иисуса.

«Это сверхъестественное влияние Духа Божьего на личную жизнь верующего проявляется в принятии человеком вечной силы, которая различными способами работает в его окружении и тихо, но неизбежно помогает переделать этот мир в Царство Бога. Величайшая передача силы происходит через молитвы верующего о себе и о других».

Из книги «100 христианских книг, которые изменили XX век» У. и Р. Петерсен